К основным признакам неисправности помпы относятся следующие моменты:

  • наличие посторонних шумовых эффектов в районе крепления помпы, несвойственных правильной работе мотора;
  • недостаточная интенсивность циркуляции ОЖ по системе охлаждения, которая выражается в быстром увеличении температуры жидкости;
  • течь из корпуса водяной помпы, указывающая на неисправность сальника.
  • чрезмерный износ подшипников, определяемый наличием существенного люфта вала, люфта эл.муфты на валу.

Особенностью конструкции водяного насоса, применяемого на отдельных двигателях автомашин «Газель» (ЗМЗ 405 и других модификациях), является то, что помпа собрана в едином узле с электромуфтой, осуществляющей своевременное включение вентилятора охлаждения радиатора. Замена помпы на новую деталь производится в комплекте с электромуфтой.

Вот пример неисправности помпы, в частности подшипника на электромуфте:

Приступаем к замене помпы.


1.  Первым делом вырубаем массу «-» , можно с помощью аварийного выключателя из салона , либо открутить клемму с аккумулятора. Сливаем ОЖ порядка 10 л , в случае если ОЖ без примесей и осадка — ее можно использовать повторно.

2.  Для того чтобы нам добраться до помпы , придется снять бампер , верхнюю планку над радиатором, сам радиатор и масляный радиатор — если таковой имеется.

снимаем бампер , радиаторы, верхнюю планку.

3. Ослабляем натяжитель ролика для снятия ремня. Если стоит автоматический натяжитель как на Евро 3 , используем накидной ключ на 15.  Если стоит механический натяжитель как на змз 406,405 — используем ключ на 10.

ролик натяжителя механический


ролик натяжителя автоматический

4. Откручиваем корпус термостата ( 2 винта , могут быть под шестигранник), помпу. Незабываем про болт крепления помпы с задней стороны.

откручиваем корпус термостата , снимаем старые патрубки, начинаем откручивать помпу.


Не забываем открутить болт сзади помпы

Когда все откручено , корпус термостата снят с головки, вытаскиваем помпу.

все болты и гайки откручены


сняли помпу , для удобства сняли натяжитель.

Зачищаем остатки герметика и  прокладок . Подготавливаем новую помпу к установке.

новая помпа


Поставил на место, предварительно убрал старый герметик, нанёс новый на блоке и помпе, между этими слоями прокладка. На провод одел дополнительно трубку ПВХ

При установке помпы , важно использовать прокладки той же толщины что и стояли, в противном случае ремень будет не попадать в канавки,  т.е соосность относительно других элементов(насос гур, генератор, шкив ) будет нарушена, и ремень будет наскакивать мимо канавок. Так же соосность можно поправить при помощи генератора, там есть регулировочная шайба и ее можно поставить на другую сторону тем самым отодвинув генератор ближе или дальше.

При покупке помпы , важно учесть еще один момент:  это диаметр под шланг соединяющий помпу с корпусом термостата. В нашем случае на новой помпе отвод под соединяющий шланг большего диаметра, а на корпусе термостата меньшего диаметра. Пришлось купить б/у корпус термостата с отводом нужного диаметра у знакомого слесаря.

разные диаметры под соединяющий шланг с помпой. слева б/у корпус термостата с оводом нужного диаметра


старый корпус термостата, который нам сейчас не подходит из-за меньшего диаметра отвода

Далее устанавливаем корпус термостата, используем толстые прокладки и герметик. Толстые прокладки нужны нам для того , что бы корпус термостата был на несколько мм дальше от ГБЦ, это нам упростит в дальнейшем замену самого термостата, т.к дальний винт крышки термостата  расположен очень близко к головке.

собираем

 

 

 

Ставим сам термостат , прикручиваем верхнюю крышку, ставим новые шланги, где нужно меняем хомуты. Прикручиваем натяжитель с роликом, ставим ремень. Прикручиваем обратно крыльчатку , устанавливаем радиатор и соединяем все шланги. Заливаем ОЖ и смотрим нет ли у нас течи, если все ОК то собираем дальше.