В двигателях с водяным охлаждением моторное масло играет немаловажную роль при охлаждении деталей! И кроме этого — существует такое понятие как рабочая температура масла в двигателе.

В среднем считается, что моторное масло всегда горячее охлаждающей жидкости на 10 или 15 градусов. Уровень его теплоты в 105 °C – максимальный порог нормы.

Перегрев масла опасен не только его значительным угаром (при повышении температуры масла до 125 градусов оно начинает идти в обход поршневых колец и гореть вместе с топливом. Но при выхлопе смазочный материал не будет заметен, так как его концентрация в горючем очень низкая.)

Главная опасность заключается в значительном снижении ресурса масла:

Моторные масла на нефтяной основе чрезвычайно чувствительны к изменениям температуры, и чем менее качественное масло, тем быстрее оно будет поддаваться перегреву. Примеси, повышают уязвимость масла к перегреву и являются тем, что делает масло восприимчивым к окислению (ингредиенты в моторное масло вступают в контакт с кислородом в двигателе, в результате чего происходит химическая реакция, которая приводит к накоплению вредных кислот). Чем масло лучше очищено, тем больше оно может противостоять этим недостаткам, но это связано с определенными затратами.

При этом в худшем случае преждевременная «смерть» может прийти и буквально в одночасье (так называемая масляная чума) , а в лучшем масло просто потеряет свои свойства на 7.000, 5.000, 3.000 и так далее км, это как повезёт.

Тем более врят-ли кто то из вас меняет масло после перегрева двигателя, ведь правда?

Поэтому (тем более для мало качественных масел, заливаемых в двигатели ЗМЗ) охлаждение масла не блажь или прихоть, а насущная необходимость.

Ох и появятся сейчас комментаторы, которые заглушили маслорадиатор и ездят себе на югах и в ус не дуют , и ресурс у них до капиталки под 500.000 км. Поверьте, даже если это и так, то с исправным маслорадиатором, снижающем температуру масла со скажем 110 градусов до 105 ресурс двигателя был бы гораздо выше (при этом состояние деталей при капиталке было бы гораздо лучше), а на ваш случай будет 10 запоротых двигателей которые и до 300.000 не добежали.

ЗМЗ-406 снабжён маслорадиатором и редукционным клапаном, пропускающим масло через радиатор только по достижении должного давления (что бы на холостых не было просадки), но вот защиты от чрезмерного охлаждения масла (скажем зимой или на прогреве, когда застывшая смазка абсолютно ненужно прокачивается через маслорадиатор) и ручной краник (вечно текущий) ну никак не исправляет ситуацию (не будете же вы открывать его каждый раз после прогрева двигателя?

К счастью на ЗМЗ-405 (409) данную проблему обошли внедрив термоклапан.

термоклапан разобран

Принцип работы — масло забирается через редукционный клапан (снизу) и при достижении давления более 2 очков попадает в термо-часть.

В холодном состоянии поршенек перекрывает отверстие для подвода масла и удерживается пружиной. При нагреве масле, нагревается термоэлемент и своим штоком отодвигает поршенек, открывая горячему маслу путь в маслорадиатор.

Так что всё зачистить, смазать, проверить жесткость пружин, убедиться в работоспособности термоэлемента (кипячение в помощь), собрать обратно и установить старорежимный маслорадиатор от ГАЗ-24 (вместо порнографических трубочек на 3110 и иже с ним прочих Газелях).

Тем самым вы продлите ресурс своего двигателя думаю не менее чем на 20% и при замене масла можете быть уверены, что оно ещё не потеряло своих свойств даже при предельном сроке замены.

Кстати -по идее данный термоклапан можно поставить и на ВАЗ и ещё на много что с похожим диаметром маслофильтра как на ЗМЗ-406, главное учесть что с данным переходником хватило место для вкручивания маслофильтра.

И думаю самое идеальное дополнение к нему установить водяной теплообменник, который обеспечит ускоренный прогрев масла до рабочей температуры от охлаждающей жидкости.